Вторая мировая война: историю пишут победители, а творят — дети

1 сентября 1939 войска нацистской Германии внезапно вторглись в Польшу. 3 сентября связанные с Польшей союзными обязательствами в войну против Германии вступили Англия и Франция. К 10 сентября ей объявили войну британские доминионы. Постепенно война вовлекла в свою орбиту 61 государство (включая СССР и США), в которых проживало 80% населения земного шара; она продолжалась 6 лет и унесла около 60 миллионов жизней.
Число участвовавших стран менялось в течение войны. Некоторые из них вели активные военные действия, другие помогали своим союзникам поставками продовольствия, а многие участвовали в войне только номинально.
1
7 декабря 1941 г. 353 японских самолета, поднявшиеся с шести авианосцев, уничтожили большую часть Тихоокеанского флота США в Пирл-Харборе (Гавайи). В то утро погибли 2402 американских военнослужащих. До 11 сентября 2001 г. ни одно нападение на Соединенные Штаты не приводило к таким большим людским потерям.
Однако сегодня, когда прошло 70 лет, и сменились три поколения, память об этих событиях поблекла. И некоторые японцы активно пытаются переписать историю собственной страны.

После 1945 г. Токио принес извинения пострадавшим азиатским странам, но одновременно на уроках истории в японских школах всячески подчеркивается ущерб, нанесенный самой Японии атомными бомбардировками, без должного раскрытия предыстории этих событий.
Япония — не единственная страна, где переписывается история. Практически у каждого государства, участвовавшего во Второй мировой войне, есть собственная версия этих событий. В России, к примеру, описание ‘Великой Отечественной войны’ никогда не включает информацию о Пакте Гитлера-Сталина или катастрофе, постигшей Советский Союз, когда немцы, разорвав договор, застали его врасплох и дошли до самой Москвы.
Сами немцы честно признают свою вину: школьников и сегодня возят на экскурсии в бывшие концлагеря. Но австрийцы имеют дерзость называть себя ‘первыми жертвами нацизма’, благополучно забывая о двух миллионах своих соотечественников, восторженно приветствовавших Гитлера в Вене.
1
Историю пишут победители, а уж достоверность летописей мало кого интересует.
Таким образом, в умы детей вкладываются не объективные данные и факты, а лишь удобная точка зрения. Так на Западе — иные подходы к изучению истории. «Если в наших учебниках процветает диктат военной историографии — анализируется деятельность всех четырех украинских фронтов, командующие, ход военных действий, количество техники, то в Европе, в основном, историю учат с точки зрения обычного человека. Это называется «история повседневности». Скажем, немцам особенно нечего писать о своих победах, поэтому они строят рассказ о войне на основании воспоминаний, писем фронтовиков. Солдаты пишут, каково это — пережить артобстрел, сидя в окопе, или идти в штыковую атаку», — рассказывает доктор исторических наук Александр Удод.
Как бы то ни было, реальную картину Второй Мировой обычному человеку не восстановить, но мы можем помнить о героических поступках наших соотечественников и уважать их подвиг во имя мира и спокойствия своих детей.