Михаил Кузьмич Янгель

Янгель Михаил Кузьмич — генеральный конструктор КБ «Южное», лауреат Ленинской и Государственной премии, дважды Герой Социалистического Труда.

Образование, первый профессиональный опыт

М.К. Янгель родился 25 октября 1911 года в Сибири в д. Зырянова (ныне — Иркутская область). В 1926 году,- после 6-го класса, переезжает в Москву, где в то время учится его старший брат Константин.

В 1931 году поступил в Московский авиационный институт, а с 1935 г., будучи еще студентом, Михаил Янгель начинает работать в авиационном конструкторском бюро Н. Н. Поликарпова.

Дипломный проект был посвящен теме “Высотный истребитель с герметической кабиной”. В 1937 г. Михаил Кузьмич закончил институт с отличием, получив специальность «инженер-механика по самолетостроению»
2
После института выпускник приходит в КБ Н. Н. Поликарпова, начав работу конструктором второй категории. Михаил Янгель принимал непосредственное участие в разработке истребителей И-153, И-180, двухмоторного тяжелого истребителя сопровождения дальних бомбардировщиков (ведущий проекта) и других самолетов, а также в их испытательных полетах.

В 1948 г. М. К. Янгель поступил в Академию авиационной промышленности,- отраслевое учебное заведение высшей категории, окончив его в марте 1950 г. по специальности «Самолетостроение».

Продвижение по карьерной лестнице

В период войны Янгель М.К. работает исполняющим обязанности директора авиазавода в Новосибирске, а после войны — в КБ известных авиаконструкторов А.Микояна и В.Мясищева.

С весны 1950 г. возглавляет отдел НИИ-88 в КБ Королева С.П.

В 1951 г. Михаил Кузьмич становится одним из заместителей С.П. Королева.

В мае 1952 Янгель назначен директором Центрального научно-исследовательского института по ракетной технике, в состав которого входили ряд научно-исследовательских отделов, опытный завод, два филиала, экспериментальные цеха и более десяти КБ.

В феврале — августе 1939 г. М. К. Янгель от КБ Н. Н. Поликарпова с группой ведущих авиационных специалистов был в служебной командировке в США, где на заводах различных фирм занимался приобретением конструкторской и технологической документации по производству самолетов и авиационных моторов.

В годы Великой Отечественной войны М. К. Янгель назначается исполняющим обязанности директора завода, обеспечивающего разработки КБ Н. П. Поликарпова, и ответственным за эвакуацию завода в Сибирь. На новом месте работы, в эвакуации, Михаил Кузьмич занимает ряд руководящих должностей.

С 1946 по 1948 гг. он занимал руководящую должность в аппарате Министерства авиационной промышленности.

1

В начале ноября 1953 года министр Устинов подписал приказ о переводе Янгеля на другую работу, назначив главным инженером НИИ-88.

Прибыв в Днепропетровск и изучив обстановку завода и в конструкторского отдела, Янгель пришел к выводу, что завод выполняет план выпуска серийных ракет Королева, и готовилась к освоению ракета Королева Р-5М. Янгеля возмутило недоверие новым идеям в ракетостроении, бытующие на заводе. Свежий взглядом главный конструктор быстро оценил проект ракеты Р-12, и принял важное решение: проект доработать, увеличив дальность полета и боевое оснащение ракеты.

В 1957 г., 22 июня прошло первое и успешное испытание первой янгелевской ракеты средней дальности Р-12 (по американской терминологии СС-4). Эта ракета имела много новых конструктивных достижений: применялись новые компоненты топлива, был принят ряд новых решений в системе управления ракеты, в конструкции испытательного оборудования и устройств для подготовки и пуска. Новые решения позволили обеспечить большую дальность полета (до 2000 км).

В 1959 г. ракета СС-4 установлена на боевых позициях. Это были первые советские ракеты, развернутые в большом количестве.

В 1960 г. прошли успешные испытания на полигоне янгелевского КБ ракеты промежуточной дальности Р-14 (СС-5).

В мае 1959 года начались разработки межконтинентальной ракеты Р-16 по указанию правительства, а в 1961 г., 21 февраля после нескольких неудачных запусков, которые понесли за собой жертвы, произошел первый успешный запуск СС-7 (Р-16).

В 1965 г. принята на вооружение новая разработка МБР Р-36 (СС-9),- ракета третьего поколения. На тот время она являлась самой мощной боевой ракеты в мире, После незначительных доработок и усовершенствований, ракета получила название глобальной.

В 1965-1966 году развертывания ракет средней дальности СС-4 и СС-5 находилось на пике. Большинство из них были нацелены на объекты в Западной Европе. Историки полагают, что размещение этих ракет заметно повлияло на общую обстановку в мире.

В 60-х годах в КБ М.К.Янгеля впервые начались работы по созданию полностью мобильных баллистических ракет. Одну из новых баллистических ракет сделали комбинированной: первая ступень работала на твердом топливе, вторая — на жидком. Новинкой подвижного комплекса стал транспортно-пусковой контейнер, прямо из которого стартовала ракета. Тогда же был применен и так называемый «минометный старт»: ракета вылетала из контейнера, как пробка из бутылки шампанского, а ее двигатели запускались уже в полете. Такой тип старта был настолько новым и необычным и всем специалистам КБ казался довольно рискованным.

С середины 60-х в КБ «Южное» началось проектирование и создание МБР четвертого поколения — РС-16 (СС-17) и РС-20 (СС-18), что обозначило начало нового этапа в ракетостроении.

Ракеты нового поколения обладали более высокой точностью, оснащались боеголовками индивидуального наведения, имели высокую степень выживаемости и технику так называемого «холодного» запуска с возможностью перезарядки пусковой установки.

В 1988 году на ракетах СС-18 располагалась почти половина всех боеголовок, размещаемых на межконтинентальных баллистических ракетах в РВСН.

Ракета СС-18 внесена в «Книгу рекордов Гиннесса» как «самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета в мире», а технические решения, воплощенные в этой ракете, признаны классикой боевого ракетостроения. СС-18 стала последней работой Михаила Кузьмича Янгеля.
3
Награды и премии великого конструктора

Награжден 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, медалями.

Золотая медаль им. С. П. Королева АН СССР (1970)

Ленинская премия (1960),

Государственная премия СССР (1967).

Увековеченная память

25 октября 1971 года, в день своего 60-летия, сердце великого ракетчика остановилось навсегда.

В Усть-Илимске установлен бронзовый бюст Янгелю.

В Нижне-Илимске стоит памятник ученому,

Имя советского гения носит Харьковский институт радиоэлектроники.

Федерция космонавтики СССР учредила медаль его имени. Его имя носят улицы в Москве, Киеве. Днепропетровске и других городах.

Именем Янгеля назван кратер на Луне.

25 октября 1974 г. на административном здании ЦНИИ машиностроения открыта мемориальная доска.

Памятник М. К. Янгелю на территории КБ «Южное» и «Южмаша» в Днепропетровске