Лия Ахеджакова

Детство

Лия Меджидовна Ахеджакова родилась 9 июля 1938 года в Днепропетровске в театральной семье. Вскоре вся семья перехала в г. Майкоп.

Мать Лии — Юлия Александровна – ведущая актриса.

Отец — Меджид Салехович Ахеджаков окончил в 1940 году ГИТИС, а потом Высшие режиссерские курсы в Ленинграде и работал главным режиссером в Адыгейском областном драматическом театре им. Пушкина. Некоторое время он пел в оперетте,- у него был замечательный слух.

1

В послевоенное время театр сильно привлекал людей, изнеможенных войной, разрухой, страданиями, зрители шли, чтобы хоть немного отвлечься и отдохнуть. И родители Лии работали практически круглосуточно, играли в спектаклях каждый день в театре и ездили выступать в деревни и отдаленные районы. Такой образ жизни не пошел на пользу здоровью мамы Лии Ахеджаковой, она тяжело болела, но не прекращала играть в спектаклях.

Лия Ахеджакова о маме: «Она где-то лет в двадцать семь решила помочь своему театру распространять билеты. Вот она в эту жару набегается как «борзая», придет, ведро холодной воды на себя выльет — и опять в театр. И сначала воспаление легких, потом еще воспаление легких, а потом и туберкулез. А лежать нельзя, надо работать, и болезнь запустили. В городе много было туберкулезников — после войны эта болезнь свирепствовала повсюду.

…Бабушка умерла, а она в этот день играла Сюзанну из «Женитьбы Фигаро»: нельзя было отменить спектакль. Когда мама умерла, я тоже играла…»

Родители девочки не хотели для нее капризной актерской судьбы и надеялись, что Лия выберет себе более надежную профессию.

Покорение Москвы

И правда, приехав в Москву, она пыталась поступить и в МГУ на журналистику, но завалила собеседование.

Недолго думая, поступила в институт цветных металлов и золота, там же стала участвовать в художественной самодеятельности, что привлекало юную актрису намного больше, чем учеба. Но, не выдержав учится там, где ей совсем не нравилось, Лия бросила институт и вернулась в г. Майкоп. Ахеджакову непреодолимо тянуло в самодеятельность, творчество и все, что хоть как-то связано с актерским ремеслом.

Второй раз покорять Москву Лия Ахеджакова приехала в 17 лет. Внешность Лии не была ей союзником, и только вера в себя и решительность помогли ей осуществить мечту. В приемных комиссиях ей советовали выбрать другую профессию, пытались убедить, что не быть Лие актрисой и что совсем не стоит портить себе жизнь.

1

Но судьба решила иначе, и вскоре талантливая и упрямая девочка поступила в ГИТИС на курс М.П. Чистякова, окончив его в 1962 г.

Творческие начинания

Окончив ГИТИС, Лия Ахеджакова в течение 1960–1977 годов работала в Московском ТЮЗе.

Она начинала как актриса травести. Ее внешность,- низкий рост, мальчишеские, чуть детские черты лица сами диктовали ей роли. Зрители ее видели в образе мальчишек, медведей, осликов, и т.д.

Одними из ее лучших ролей периода ТЮЗа: Тараска Бобунов («Будьте готовы, Ваше высочество!» по Л. Кассилю), ослик Иа-Иа («Винни-Пух и его друзья» по А. Милну), Бабушка («Я, бабушка, Илико и Илларион» по Н. Думбадзе), Женька («Мой брат играет на кларнете» А. Алексина), Дениска Кораблев («Пожар в пампасах, или Подвиг во льдах» по В. Драгунскому), Пеппи («Пеппи Длинный чулок» по А. Линдгрен) и множество других.

Годы, проведенные в ТЮЗе, где она играла мальчиков, девочек, поросят, петухов, зайцев, утюжки и прочих героев мудьтфильмов, Ахеджакова долгие годы считала потерянным временем.

1

Лия Ахеджакова о ролях в ТЮЗе: «Я думала, что в Московском ТЮЗе буду играть юных прекрасных девочек, Джульетт. Там в то время ставили классику и Шекспира в том числе. Но оказалось, что виды на меня были другие. Глядели на меня «узкопрофессионально»: травести и баста! Правда, у Павла Хомского я сыграла какую-то девочку, а у Гиги Лордкипанидзе — бабушку. Это в двадцать-то лет. Конечно, это были крохи, хотя были и пpeлестные вещи, которые актер должен в своей жизни сыграть. Например, ослик Иа-Иа, в «Винни Пухе».

— Надоело играть зайцев, сказал актриса и ушла из детского театра в «Современник»

Театр «Современник»

В 1977 г круто повернула привычное русло жизни, начав играть в театре «Современник».

Там она встретилась и сработалась с главным режиссером Галиной Волчек, что позволило актрисе расширить ее сценический репертуар, подняться на высший уровень и стать в скором времени одной из ведущих московских актрис. Но не сразу.

В «Современнике» своих ролей актрисе ждала очень долго, сидела без работы и считала себя никому не нужной.

Но тут вмещался его Величество случай в лице режиссера Романа Виктюка, который поставил для нее «Коломбину» и именно эта роль существенно переменила ее судьбу.

Еще одна из выдающихся ролей была сыграна Ахеджаковой в спектакле «Селестина». Эта пьеса была написана великим российским драматургом Николаем Колядой по роману-драме испанского писателя XV века Фернандо де Рохаса. Спектакль поставил сам автор, и Лия Ахеджакова сыграла главную героиню — колдунью и сводницу Селестину.

Театральные роли Лии Ахеджаковой

Лия Ахеджакова обладает редким даром трагикомика,- играя в комедийном жанре, актриса не забывает о глубине человеческого содержания, ее игра всегда на грани смеха и боли.

Театралы никогда не забудут ее роли в спектаклях:

Актриса – К. Симонов «Из записок Лопатина» (1977);
Старуха – М. Рощин «Эшелон» (1977);
Секретарь Сакулина, Кучкина – А. Гельман «Обратная связь» (1977);
Аносова – В. Розов «Вечно живые» (1978);
Мать Гурского – К. Симонов «Мы не увидимся с тобой» (1979);
Тётя Соня – М. Рощин «Спешите делать добро» (1980);
Света, Галя, Ау, Коломбина – Л. Петрушевская «Квартира Коломбины» (1985);
Мостовая –А. Галин «Стена» (1987);
Семенихина – А. Галин «Восточная трибуна» (1987);
Варвара – А. Сологуб «Мелкий бес» (1988);
Зина Абрамова – Е. Гинзбург «Крутой маршрут» (1989);
Рахель – Й. Бар – Йосеф «Трудные люди» (1992);
Челеста – Р. Майнарди «Адский сад» (1993);
Миссис Форд – У. Шекспир «Виндзорские насмешницы» (1995);
Зина – Н. Коляда «Мы едем, едем, едем…» (1996);
Леона Доусон – Т. Уильямс «Предупреждение малым кораблям» (1997);
Селестина – Н.Коляда (по мотивам одноимённой пьесы Ф.Де Рохаса) «Селестина» (2002);
Н. Коляда «Персидская сирень»;
Д.Калль «Чокнутые королевы»;
П.Бомарше «Фигаро. События одного дня».

Королева эпизодов

В кино Лия Ахеджакова начала сниматься с 1973 года. Часто ей доставались эпизодические роли, но и они были известны и любимы зрителем. Как это удалось Лие Ахеджаковой — стать всенародно любимой и узнаваемой, отыграв лишь эпизоды в фильмах и маленькие роли в спектаклях. Роли Ахеджаковой разлетаются по стране афоризмами и цитатами, и бывает даже так, что эпизод с Ахеджаковой — это единственное, что запоминается из целого фильма.

Всенародное признание и слава пришли к актрисе после съемок в фильмах режиссера Эльдара Рязанова. Именно ему удалось раскрыть специфическое дарование Ахеджаковой.

1
Первая роль в кино была сыграна в фильме Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Роль учительницы Тани изначально была незатейливо комичной, но актриса смогла привнести в эту роль неприметное глубокое одиночество и неулаженную судьбу героини.

Роль секретарши Верочка в «Служебном романе» 1977-го года показала, что любая женщина может быть красавицей. Фразы Верочки превратились в афоризмы и, разлетевшись по всему СНГ, не теряют актуальности вот уже более, чем 30 лет. Актриса создала образ энергичной и всеведущей секретарши, и он контрастировал с теми ролями, которые были созданы до этой картины.

Талант совместить комическое и драматическое начало в одной роли в полной мере проявился в фильмах Эльдара Рязанова «Гараж» (1979) и «Небеса обетованные» (1991). За роль в фильме «Небеса обетованные», в котором она сыграла нищенку-интеллигентку Фиму, Ахеджакова получила «Нику 91» в номинации за лучшую женскую роль второго плана.

Ее персонажи из кинофильмов нереальны, изрядно преувеличены и карикатурны. Ну не может живой настоящий человек так себя вести, но зритель верит всему, что она преподнесет, забывает о стереотипах и законах существования общества, жадно глотает каждую роль, а реплики превращает в цитаты и афоризмы.

Звезда экрана

Ищу человека, 1973 г.», (х/ф)
Таня, 1974 г.», (х/ф)
Бессчастная Матрена, 1975 г. (х/ф, в составе киноальманаха Пошехонская старина)
Иван да Марья, 1975 г.», (х/ф)
Ищу мою судьбу, 1975 г.», (х/ф)
Двадцать дней без войны, 1976 г.», (х/ф)
Ирония судьбы, или с легким паром!, 1976 г.», (х/ф)
Журавль в небе, 1977 г.», (х/ф)
Служебный роман, 1977 г.», (х/ф)
Когда я стану великаном, 1978 г.», (х/ф)
Красавец-мужчина, 1978 г.», (х/ф)
Подарок черного колдуна, 1978 г.», (х/ф)
Гараж, 1979 г.», (х/ф)
Москва слезам не верит, 1979 г.», (х/ф)
Поговори на моем языке, 1979 г.», (х/ф)
О бедном гусаре замолвите слово, 1980 г.», (х/ф)
Восьмое чудо света (спортивная фантазия), 1981 г.», (х/ф)
Куда исчез Фоменко?, 1981 г.», (х/ф)
Отпуск за свой счет, 1981 г.», (х/ф)
Где-то в губернском саду, 1983 г.», (х/ф)
Талисман, 1983 г.», (х/ф)
Маленькое одолжение, 1984 г.», (х/ф)
Медный ангел, 1984 г.», (х/ф)
Осенний подарок фей, 1984 г.», (х/ф)
Размах крыльев, 1986 г.», (х/ф)
Другая жизнь, 1987 г.», (х/ф)
Грешник, 1988 г.», (х/ф)
Бродячий автобус, 1989 г.», (х/ф)
Софья Петровна, 1989 г.», (х/ф)
Допинг для ангелов, 1990 г.», (х/ф)
Мордашка, 1990 г.», (х/ф)
Сукины дети, 1990 г.», (х/ф)
Небеса обетованные, 1991 г.», (х/ф)
Семь сорок, 1992 г.», (х/ф)
Я хотела увидеть ангелов, 1992 г.», (х/ф)
Бездна, круг седьмой, 1994 г.», (х/ф)
Трень-брень, 1994 г.», (х/ф)
Бред вдвоем, 1995 г.», (х/ф)
Московские каникулы, 1995 г.», (х/ф)
Вино из одуванчиков, 1997 г.», (х/ф)
Старые клячи, 2000 г.»,
«Пятый ангел» — 2003
«Узкий мост» — 2004
«Казароза» — 2005
Изображая жертву — 2006

Личная жизнь

Первым мужем Ахеджаковой был известный актер Малого театра Валерий Носик, который скончался в 1995-ом году. С Ахеджаковой они расстались много лет назад.

Вторым мужем Лии стал художник Борис Кочейшвили, но и с ним личная жизнь не сложилась.

Летом 2001 года актриса вышла замуж во третий раз, на сей раз ее избранником стал известный московский фотограф Владимир Персиянинов, он стал для хрупкой женщины надежной опорой.

Лия Ахеджакова так и не стала матерью, и считает, что это расплата за талант. Для Ахеджаковой это больная тема. Так же, как и ее мужья. С первыми двумя — актером Валерием Носиком и Третий муж – фотокорреспондент Персиянов – в данное время является надежной опорой и поддержкой занменитой актрисе.

Признанный талант

Лия Ахеджакова за свою творческую карьеру была удостоена таких наград:

Заслуженная артистка РСФСР (1970)

Народная артистка России (1994)

Приз VIII Международного кинофестиваля в Варне за лучшее исполнение женской роли в фильме «Ищу человека» (1973)

Премия НИКА за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Небеса обетованные» (1991)

Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых за роль секретарши Верочки в фильме «Служебный роман»

Премия НИКА за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Изображая жертву» ( 2007)

Словами современников…

Валентин Гафт посвятил актрисе эпиграмму:
Всегда играет одинаково
Актриса Лия Ахеджакова.
Великолепно! В самом деле
Всегда играет на пределе.

Актер Михаил Жигалов сказал: «В ней удивительным образом сочетаются открытость, незащищенность, ранимость с мощным волевым зарядом и огромной работоспособностью. И это редкое сочетание делает ее актрисой невероятного масштаба. Причем, степень ее незащищенности такова, что «выбить» ее может любая мелочь, а обидеть — любое неточно сказанное слово. А уж о хамстве я просто не говорю. И в то же время это стойкий, закаленный боец, натерпевшийся в жизни ото всех и вся, готовый терпеть и дальше.

Эльдар Рязанов был немногословен: «Она сочувствует слабым и ненавидит жестоких. И в этом ее творческое кредо совпадает с позицией великого Чаплина.»

Николай Коляда, российский драматург: «Я давно не видел такой самоотверженной любви к театру. Ахеджакова может по четыре часа к ряду прыгать, бегать, делать какие-то движения. У меня самого дыхалки не хватает, а она все работает. Господи, сколько же сил в этой хрупкой, маленькой женщине, как в ней много от ребенка! Ей нравится играть, хочется куража, чтобы было весело, легко и смешно».