Елена Блаватская

Елена Петровна Блаватская — русский религиозный философ, просветитель, основатель масштабного религиозно-философского движения — теософии.

Большую часть своей жизни посвятила путешествиям по всему миру в поисках духовных учителей и обобщении их учений.

Елена Блаватская осмеливалась в те, консервативные времена XIX века, говорить о равенстве всех человеческих существ. И даже заявлять о полной независимости души и тела, о карме и реинкарнации.
1

Детство

Елена Петровна Блаватская (Ган) родилась 31-го июля (12 августа) 1831 года в Екатеринославе, в знатной, известной и очень талантливой семье.

По материнской линии ее род восходит к князьям Долгоруким и знаменитому французскому гугеноту Банд-рэ де Плесси. По отцовской линии ее род принадлежит линии меклен-бургских принцев Ган фон Роттенштерн-Ган.

Мать Блаватской писала увлекательные романы, и в свое время ее прозвали русской Жорж Санд.

Девочка рано начала проявлять необычные способности, могла сходу придумать увлекательную историю и заинтересовать всех окружающих, говорила с духами, наблюдала за природой.

Елена была непослушной и своенравной, но обладала незаурядными способностями и талантами. Невероятно легко ей давались языки, а еще она отлично играла на фортепиано и рисовала.

Девочка очень много читала, буквально все подряд, и, дочитав очередной том, ловко вскакивала на лошадь, и долго путешествовала по окрестностям.

И очень рано поняла, что ей предначертано «особое предназначение» на Земле.

В 17 лет неожиданно для всех вышла замуж за Никифора Блаватского, который был намного старше ее. Этот брак случился из-за спора со своей гувернанткой, которая ей постоянно говорила «с твоим характером никто замуж не возьмет, даже этот, Блаватский, который похож на общипанную ворону». А еще Елена Петровна мечтала избавиться из-под родительской опеки.

И спустя несколько месяцев Елена оставила нелюбимого мужа, тайно сбежав с Родины на английском торговом корабле.


Путешествия

Большую часть жизни посвятила путешествиям по всему земному шару, совершив три кругосветных путешествия, объездила Европу и Азию, а также бывала в США.

В Южной Америке она делила с ковбоями их наполненную опасностями и приключениями дикую жизнь.

В Египте изучала магию.

Присоединилась к войскам Гарибальди и воевала с ними за идею о независимости народов. В одной из битв была тяжело ранена.

Едва выздоровев, заинтересовалась бытом индейцев и отправилась в Канаду, чтобы пожить в настоящем вигваме. Но довольно быстро уехала в Техас.

Несколько раз была в Индии, путешествовала по Индостану на слонах и спускалась в пещеры, к которым боялись подходить даже местные жители.

Провела семь лет в Тибете, но никогда и никому не говорила о своем Тибетском путешествии, и те события навсегда остались загадкой. Вероятнее всего, считают биографы, она получила там посвящение в оккультные мистерии.

Самой главной причиной путешествий Елены по всему миру, по стамым экзотическим уголкам этого мира, была тяга к поиску, собиранию и распространению лежащего в основе всех религий единого тайного знания древних учителей человечества.

В 1858 году Елена Блаватская возвращается едет на родину, в Россию, неожиданно появившись в своём доме на Рождество.

С 1860 по 1863 гг. она странствует по Кавказу, переживая очень мучительный духовный и физический кризис, и обретает в итоге полный контроль над своими оккультными способностями.

И снова – путешествия по Европе, Азии, изучение культур, учений, философии самых разных народов, и их истории…

В 1878 году приехала в США и стала первой русской женщиной, принявшей американское гражданство. Это известие облетело весь мир.


Теософское общество

В 1873 году перебралась в Нью-Йорк и два года спустя, 7 сентября 1875 года, основала Теософское общество. В этом ей помогал ее нью-йоркский друг, полковник Хенри Стил Олькотт, который впоследствии стал президентом общества.

Днём основания Теософского общества 17 ноября 1875 года, когда полковник Олькотт официально известил о создании общества.

Спустя 5 лет Блаватская вместе со своими единомышленниками уехала в Индию, где с 1881 года в Бомбее, в предместье Мадраса Адьяр обосновалось Теософское общество.

Все эти годы она много и напряженно работала. В этот период она написала и опубликовала в России несколько книг путешествий по Индии. В эти же годы ею созданы фантастические, таинственные, написанные с большой художественной силой и удивительно красивым языком, повести и рассказы.

1


Зачем создавалось Теософское общество?

Теософское общество намеревалось восстановить утраченное современностью знание скрытых сил природы. И разработать «универсальную религию» (через раскрытие тождества символов разных религий), достигнув, таким образом, единства и братства всех людей на Земле. Равности всех людей, без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.

Создатели общества ведут активную работу, пишут книги, издают журналы, а также ведут переписку практически со всеми, кто мог поделиться философскими знаниями. Эти письма сейчас хранятся в закрытом архивном отделе Лондонской библиотеки.

Посетив многие города и селения Индии, основатели возвращаются в Бомбей и в октябре 1879 г. приступают к изданию первого теософического журнала The Theosophist (журнал выходит по сей день).

В 1887 году в Лондоне был основан ежемесячный журнал «Lucifer», который был задуман чтобы «осветить предметы, сокрытые во мраке». Так гласит надпись на титульном листе журнала.

Всего вышло двадцать томов этого периодического издания, после чего его сменой стал «The Theosophical Review».

Теософское общество набрало во многих странах (в первую очередь в Англии, Франции, США, Индии) сумасшедшую популярность и десятки тысяч сторонников. Деятельность общества привела к повышению интереса к индуизму и буддизму, а также возникновению впоследствии серьёзных научных исследований и распространению буддизма в западных странах.

Филиалы Теософского Общества открылись в Англии и США, они сразу стали очень популярны. А сейчас, в 21 веке, Теософское общество насчитывает около трехсот филиалов во всем мире.

«…Дверь отворилась, и передо мною она — довольно высокого роста женщина, но производящая впечатление приземистой вследствие своей необыкновенной толщины. Большая голова ее кажется еще больше от густых, очень светлых, с малозаметной проседью волос…

В первую секунду старое, некрасивое, землистого цвета лицо ее мне показалось отталкивающим, но вот она остановила на мне взгляд своих огромных, на выкате, бледно-голубых глаз — и за этими удивительными глазами, таившими в себе действительную силу, забылось все остальное…»

Русский писатель Всеволод Соловьев о Елене Блаватской

Но, по меньшей мере, странно, что у истоков такого популярного общества стояла высокая, толстая, несуразная русская женщина преклонного возраста, к тому же постоянно курившая самокрутки.

Такое внешнее несоответствие провоцировало постоянные подозрения в мошенничестве, всех, «кому не лень» – ну как может такая совсем не симпатичная тетка творить чудеса и общаться с умершими. Было много случаев с обвинениями, но они все были признаны безосновательными, некоторые — уже после смерти Блаватской.

По-видимому, она действительно умела вызывать звон божественных колокольчиков движением руки и могла свободно разговаривать с умершими…

Научные труды

Из основных ее достижений можно перечислить следующие:

— популярно объяснила понятия кармы и реинкарнации (перевоплощения);

— показала, что все основные религии происходят из одного первоначального источника, имеют общий корень;

— объяснила важность Морали и Братства для эволюции и развития человека и человечества и доказала их необходимость.

В 1877 году вышла книга «Разоблачённая Исида». Другая, и так же необычайно важная книга – это «Тайная доктрина»

«Тайная доктрина» — это колоссальное исследование мировых религий, древнейших философских систем, символизма и естественно-научных представлений с рассмотрением последних достижений и гипотез научной мысли позапрошлого века. Оно не имеет аналогов.

В последние два года жизни Е.П.Блаватской выходят в свет и книги: «Ключ к теософии», «Голос безмолвия», а также сборник стихов, стансов «Перлы Востока», переведённых ею с восточных языков.

Книги Блаватской во многом определили мировоззрение человечества на современном этапе его развития.

1

1


Неразгаданная загадка

Последние годы жизни Елена Петровна Блаватская провела в Европе. Умерла 8 мая 1891 года во время эпидемии гриппа. Её останки были преданы сожжению в Воукингском крематории в Суррее.

Кто же она, наша землячка, которая как в ХІХ, так и в ХХ веке остается не разгаданной и уже два столетия интригует каждое новое поколение?

Талантливый писатель или искусный художник?

Музыкальный исполнитель или выдающийся знаток древних религий?

Она — та женщина, которая смогла в своем теософском учении объединить религию и философию, а движение ее последователей воплотилось в целом ряде обществ и духовных общин во всем мире.

Память

В 1991 году, к 160 — летию со дня рождения Блаватской на доме, где она родилась. была прикреплена мемориальная доска. На ее открытие приехал нынешний председатель Международного Теософского общества Радха Бернье (Индия).

24 марта 1994 года в Днепропетровске состоялось открытие кабинета — музея Блаватской в том же доме по ул Ленинградской.

Это одно из немногих старинных зданий начала ХIX-го века, сохранившихся в центре огромного мегаполиса.

1

Дом, в котором в 1831 году родилась Елена Петровна Блаватская (ул. Ленинградская, 11)

2

Мемориалная доска на доме по ул. Ленинградской, 11