Детская железная дорога

В центральном парке находится уникальное для Украины сооружение – детская железная дорога. Она такая же, как и взрослая, только поезда, станция, рельсы – все это в уменьшенном виде, детских размеров.

Проектированием дороги занимались только дети, а окончательный проект строительства утвердили комсомольцы Днепропетровского института инженеров транспорта.

ДЖД была построена комсомольцами в 30-тых годах прошлого столетия с помощью Днепропетровского паровозоремонтного завода. Строилась она, как и все довоенные ДЖД, методом комсомольских субботников.

1

Дорога пролегала вокруг паркового пруда, над прудом по эстакаде проходит центральная аллея парка, и для пропуска линии дороги были построены два тоннеля, которые назвали именами Пушкина и Маяковского.

А какая железная дорога без станций? На детской они тоже были, целых две: Пионерская — главная станция, где находится управление дороги, Комсомольская, и платформа Депо имени Чапаева, рядом с которой расположилось вагонно-локомотивное депо.

1

Как оно было сначала?..

Первый паровоз специально для железной дороги в парке Глобы был построен комсомольцами на Днепропетровском паровозоремонтном заводе.

И даже 6 двухосных вагонов, один из них до сих пор стоит на ДЖД в качестве памятника. А два из них ожидают ремонта.

Дорога была оборудована телеграфной радиосвязью, а на станциях была громкоговорящая связь.

Военные сложности не обошли и детскую железную дорогу: в 1941 году она закрылась. Оккупация немцами, оружие и военные действия — и дорога была практически полностью разрушена — рельсы сняты, станции сожжены, паровозы уничтожены. Немцы еще хотели увезти ее в Германию. Но у них не вышло, и любимая детьми всего города «Железка» уже в 1944 году была восстановлена.

В 1954 году специально для детской дороги Днепропетровский вагоноремонтный завод построил два полумягких цельнометаллических вагона (они до сих пор находятся на дороге). Вагоны были оборудованы электроосвещением и центральным отоплением от паровоза.

Примерно в начале 70-тых пришла эпоха тепловозов и паровоз ушел в прошлое и в музеи.

В 1996 году паровоз был передан на узкоколейку в Выгоде (Прикарпатье), а сейчас паровоз стоит в локомотивном депо города Черновцы как памятник, без каких-то упоминаний, что он с Днепропетровской ДЖД.

В последние годы планировалось увеличить пути до 3 – 3,5 км, но идеи так и остались в проекте. С 90-тых годов разобраны промежуточные станции и поезд уже не делает промежуточных остановок.

В 2001 году был разработан проект нового депо с большим учебно-культурным комплексом. Но из всего запланированного была лишь капитально отремонтирована станция Пионерская.

1

Счастливого пути!